ПЕРВЫЙ ДЕНДИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 

Портрет кисти В.Л.Боровиковского

Екатерининская эпоха знаменита многими ярчайшими государственными фигурами, императрица Екатерина II блистательно умела находить талантливых управленцев. Одним из них был князь Александр Борисович Куракин (1752-1818), он был крайне любопытной личностью.  


Князь принадлежал к старинному роду Куракиных, он был другом детства императора 

Павла I. Монарх завещал «своему верному другу» звезду ордена Чёрного Орла, которую носил прежде король Пруссии Фридрих II, сам передавший её русскому цесаревичу, а также шпагу, принадлежавшую ранее графу д’ Артуа, брату французского короля Людовика XVI. Если учитывать каким пиететом эти правители  пользовались у императора, можно представить как ценил Павел I своего друга.  


Князь Куракин был дипломатом, в разные годы занимал должности: вице-канцлера, члена Государственного совета, сенатора,  был канцлером российских орденов, действительным тайным советником 1-го класса.Кроме того, придворный вельможа был создателем великолепной усадьбы Надеждино, наполненной собранием редких книг.   



Знаменитым сделала русского аристократа, также и его пристрастность к красивому и изысканному образу жизни. Он любил моду, следил за ее новинками и вошёл в историю как один из первых русских денди. Когда Куракин возглавлял русское посольство в Париже, он поражал французов своей расточительностью. На одном из балов, сопровождавших бракосочетание императора Наполеона и австрийской эрцгерцогини Марии-Луизы, произошёл пожар, возникла паника. Русский аристократ и в такой экстремальней ситуации проявил свою галантность, он сначала вынес на руках женщин из горящего помещения, а затем спасся сам. При этом в буквальном смысле своим спасением он обязан был собственному золотому камзолу, расшитому бриллиантами, тем самым защитившего его от огня.


По воспоминаниям очевидцев, он носил «глазетовый или бархатный французский кафтан, на котором, как и на камзоле, все пуговицы были бриллиантовые, звёзды,
как и кресты на шее,-из крупных солитеров. На правое плечо он надевал эполет бриллиантовый или жемчужный, пряжки и шпагу имел алмазные, даже петлю на шляпе-из бриллиантов, а кружева носил на груди и рукавах». Поэтому Куракина и прозвали «бриллиантовым князем», уж слишком он любил эти драгоценные камни.


Ездил князь в громадной золотой карете с лакеями и скороходами. А еще каждое утро, когда он просыпался, камердинер подавал ему книгу вроде альбома, где находились образчики материи, из которых были сшиты его великолепные костюмы, и образцы платья. Причём при каждом его платье были особенная шпага, пряжки, перстень, табакерка и другое.

Считается также, что князь Куракин будучи на дипломатической службе в Европе, ввёл в моду привычный способ сервировки блюд, названный позднее «service à la russe» (русская сервировка), который заключается в постепенной подаче блюд в порядке их расположения в меню. Этот новый способ постепенно вытеснил сервировку по методу «всего сразу», использовавшемуся ранее и называемому «service à la française» (французская сервировка, «французская система»). А еще вельможа любил танцы и пристрастил к ним будущую императрицу Марию Федоровну, жену Павла I.


Известно, что аристократ был большим дамским угодником, оставил многих внебрачных детей, но официально так и не женился.  











Комментарии